Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ " Образовательный центр № 5 с.Черкасское" рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные адаптированные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
- умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, вариант 2;
- задержкой психического развития;
- выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образования;
- расстройствами аутистического спектра
• прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
• по медицинским (справка КЭК) и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности общеобразовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом ОУ и локальными актами образовательного учреждения;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются адаптированные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования. Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организовано обучение на дому.
Формы работы:
• индивидуализация образовательного процесса инвалидов и детей с ОВЗ.
• целенаправленность развития способности данной категории, учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками;
• развитие и выявление способностей инвалидов и детей с ОВЗ посредством кружков;
• вовлечение инвалидов и обучающихся с ОВЗ в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Комната психологической разгрузки.
Механические визуальные приборы: микроскоп. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии). Аудиальные (слуховые): магнитофоны; музыкальный центр. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы. Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры мультимедийное оборудование; интерактивная доска
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии). Аудиальные (слуховые): магнитофоны; музыкальный центр. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы. Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры Словесные учебники; художественная литература; словари.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудование и персонал пищеблока обеспечивают потребность обучающихся в горячем завтраке.
С 01 сентября 2020 года учащиеся 1-4 классов получают бесплатное горячее питание. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатный обед. В режиме учебного дня для приёма пищи и отдыха предусматривается 2 перемены по 20 минут. Питание в столовой осуществляется по классам согласно графику. Столовая школы осуществляет производственную деятельность в полном объеме 5 дней - с понедельника по пятницу включительно в режиме работы школы. Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство классных руководителей. Ответственность за своевременную подготовку документов для предоставления бесплатного питания несёт классный руководитель. Классный руководитель ведет ежедневный учет питающихся на бесплатной основе.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Здание МОУ "СОШ с.Черкасское" оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информацией на путях эвакуации.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет.
На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет медсестра врачебной амбулатории.
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ "Образовательный центр № 5 с.Черкасское" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, документ-камеры). Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. Однако по заявлению родителей возможна организация занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.